Одним из основных свойств криптоденег является невозможность их подделать. Каждая «криптомонета» уникальна, и история всех ее перемещений в сети от момента создания абсолютно надежно зафиксирована в распределенной базе данных. А что если наделить этими свойствами не безликие «койны», а сделать какие-нибудь виртуальные арт-объекты?«Чем не предмет для коллекции? Так, наверное, рассуждали создатели Cryptokitties, одной из первых компьютерных игр, построенных на блокчейн-технологии. Идея оказалась супер-популярной: коллекционных, «абсолютно очаровательных» котов стали стремительно скупать и разводить, продавая потомство в сети за валюту Etherium. О перспективах развития индустрии компьютерных игр, получившей мощный толчок с приходом блокчейн-технологий, рассказывает ведущий аналитик международного провайдера платежных решений и эквайера компании ECOMMPAY Владимир Поляков.
Итак, вдохновленные блокчейн-революцией разработчики обещают геймерам новые миры и возможность найти свою идентичность в уникальных персонажах и иных виртуальных атрибутах. Как и в случае большинства блокчейн-стартапов, перед потребителем рисуется картина волнующего высокотехнологичного будущего, в котором, помимо красоты технологий, присутствуют такие ценности, как прозрачность деловых отношений при сохранении их конфиденциальности. Насколько это важно покупателю виртуального кота CryptoKitty, который представляет собой не более чем примитивную плоскую картинку, остается вопросом. Но так или иначе, находились покупатели, отдававшие за таких котиков суммы эквивалентные тысячам долларов США.
Выручка в отрасли компьютерных игр в 2017 году составила примерно 95 млрд долларов. Все больше покупателей игр и персонажей оплачивает продукт электронным способом. Этот тренд прослеживается практически во всех сферах розничной торговли и, конечно, он естественен для рассматриваемой группы потребителей, погруженных в девайсы. Ожидается, что к 2020 году выручка, которую принесут геймеры, составит 170 млрд долларов.
Инвесторы, в свою очередь, демонстрируют повышенную готовность вкладывать солидные суммы в многочисленные стартапы в области игр, построенных именно на блокчейне. Вместе с инфраструктурными и финансовыми проектами, гейминговые блокчейн-стартапы вошли в тройку самых популярных. Некоторым удается собрать рекордные суммы. Так, большой восторг, смешанный с удивлением, вызвала новость о том, что те самые примитивные котики CryptoKitties в марте 2018 года собрали 12 миллионов долларов.
Сам по себе, блокчейн не обеспечивает тех эффектов, которые дает навороченная графика и прочие составляющие качественного продукта. Резиденты виртуального мира совершенно справедливо отмечают в комментариях, что им нет дела до блокчейна, если параллельная реальность будет тусклой. В то же время разработчики всемирно известных компаний, таких как Electronic Arts, Nintendo, 343 Industries, а также сам Microsoft, уже объединились под эгидой 8 Circuit Studios и во всю ведут проекты, основанные на блокчейне. Нет никаких сомнений, что в скором времени любители игр станут свидетелями чего-то еще более красочного, скоростного и с большим количеством D, чем сегодня. По заверениям разработчиков, недалек тот день, когда персонажи научатся выходить за пределы той или иной компьютерной игры, путешествуя вместе со своим владельцем по различным игровым приложениям и иным пристанищам виртуального мира.
Если к этому весьма ожидаемому результату добавить еще и бонусы от использования блокчейн-технологий, можно на самом деле говорить о новом поколении игр, которые также характеризуются большим количеством транзакций, в том числе и внутри самой игры. Блокчейн как ничто иное способен дать юзерам ощущение надежности и защищенности. Покупая персонаж, участник игры может не опасаться мошенников. Продавец не возникнет «из ниоткуда», поскольку все транзакции, объектом которых довелось быть упомянутому персонажу, можно легко отследить. То же самое касается и подтверждения прав собственности: как на игровые атрибуты, так и на пользовательские аккаунты, а также приобретенные игры.
Естественно, что разработчики активно интегрируют в игровой процесс различные криптовалюты. Для многих игр эмитируются специальные игровые деньги, среди наиболее популярных EnjinCoin, GameCredits, EthBet, HEROcoin, FirstBlood и другие. Эти валюты, точно так же как и в других блокчейн-стартапах, выставляются на продажу путем ICO и на сегодняшний день рассматриваются инвесторами как весьма перспективное вложение.
С другой стороны, криптовалюты известны высокой степенью волатильности, и риск падения, которое может последовать за взлетом того или иного «койна», является серьезным фактором, сдерживающим большую часть потенциальных инвесторов.
Еще одним обстоятельством, говорящим не в пользу тотального перехода игровых пространств интернета под начало блокчейн-технологий, является то, что достаточно сильные стейкхолдеры в мире гейминга, такие как PayPal, Apple Pay или Yandex Money, на сегодняшний день привержены фиатным платежам. Нельзя игнорировать тот факт, что процедуры электронных расчетов в традиционных валютах также совершенствуются и становятся все более комфортными для пользователей. Так, к минусам крипторасчетов, в противовес обычным деньгам, относят сложность шифров кошельков, которые, однажды утратив, невозможно восстановить.
Также не очень простым мероприятием представляется перевод денег из традиционных денег в крипту. Большинство централизованных криптобирж требует от клиента прохождения банковских процедур идентификации (KYC и AML), что противоречит идее легкости и анонимности, с которыми по идее должна ассоциироваться криптоэкономика.
Таким образом, как нельзя сказать о том, что экономическая система в целом стоит на пороге всеобъемлющей трансформации под знаком блокчейн-технологий, так нельзя и прогнозировать глобальную блокчейн-трансформацию в индустрии видеогейминга. По крайней мере в ближайшем будущем.