Ещё два или три года назад был действительно без ума от современных сериалов, которые можно было смотреть сезонами — залпом и практически без остановки. С тех пор картинка несколько изменилась. Наблюдаю, как общее качество многосерийных проектов планомерно снижается. Более того, заметил за собой любопытный сценарий — всё чаще включаю сериалы просто для фона. Прекрасно помню, как раньше для этого же использовались телевизионные каналы, которые для меня канули в лету. Впрочем, это — далеко не единственное наблюдение, которое сделал за последнее время. С индустрией сериалов происходит неладное, и мне это откровенно не нравится.
Меня раздражает отсутствие добрых семейных сериалов
Прекрасно понимаю, что именно спрос диктует предложение. Впрочем, сильно сомневаюсь в настолько диком отсутствии общественного интереса к добрым семейным сериалам. Открываю трендовые проекты на Netflix и ежедневно наблюдаю одну и ту же уже хорошо знакомую мне картину. На первых местах в топах сервиса — «Игра в кальмара», в которой смертей ещё больше, чем на «Красной свадьбе» в «Игре престолов», а также новый сезон «Ты» с одним новым убийством чуть ли не в каждой серии. Нет, я не раскис, просто принял к сердцу близко — хочется расслабиться в семейном кругу под какую-то любопытную глубокую картину про жизнь, но в этом направлении очень мало чего-то толкового.
За выпуск половинок сезонов продюсеров нужно «ругать»
В индустрии сериалов существует несколько сценариев их релиза. Есть принцип, который сам называю традиционным. Он предполагает выпуск эпизодов по одному с определённой регулярностью — к примеру, один раз в неделю. Такой вполне успешно используется в Apple TV+ — на платформе уже хватает контента, чтобы вполне себе успешно растягивать релизы таким образом. У Netflix другая стратегия — на площадке сериалы обычно выходят целыми сезонами. Но здесь случаются и половинки сезонов — к примеру, как было в «Люпене», который сначала оборвался на половине повествования, а потом продолжился спустя полгода. В своё время моему возмущению просто не было предела.
Выпуск сезонов целиком — ещё один непонятный мне приём
Кстати, по поводу выхода сезонов целиком, о котором уже шла речь выше по тексту. Мне не до конца понятно, почему Netflix использует данный приём. Если бы на площадке было недостаточно контента, как ещё полгода или год назад на Apple TV+, данное замечание было бы лишним. Сегодня же у сервиса хватает проектов, которые можно смотреть по одной серии в неделю параллельно. Выходит новый сезон условной картины «Ты», и человек пропадает на пару дней. С некоторыми сериальными маньяками очень сложно выйти на связь даже в разрезе профессиональной деятельности.
Нет чёткого сюжета на все сезоны — додумывают на ходу
Ещё несколько лет тому назад, мне казалось, что у всех нормальных сериалов должен быть полноценный сюжет на все сезоны вперёд. Другой формат может быть только у банальных ситкомов на манер «Друзей», которые пишут по ходу дела и безгранично растягивают, пока к главным героям есть определённый интерес. Впрочем, данный приём, как мне кажется, начали использовать и в более серьёзных жанровых проектах. Яркий пример — сериал «Бумажный дом», который, что очевидно, первоначально был запланировал на один или два сезона. Остальные кажутся лишними — особенно последняя часть.
Действие часто намеренно растягивают полупустыми сериями
Современные стриминговые сервисы на примере того же Netflix активно сражаются на внимание зрителей — собственно, в этом нет абсолютно ничего удивительного. Чем больше времени человек уделяет конкретно этой площадке, тем для неё лучше. Тем не менее меня откровенно пугает тенденция, которая хорошо просматривается в этом вопросе. Речь про выпуск полупустых серий, которые не несут практически никакого смысла. Можете со мной поспорить, но, кажется, «Утреннее шоу» на Apple TV+ переполнено именно такими эпизодами. Повествование двигается заметно медленнее, чем раньше, и сериал просто растягивают.
Большинство сериалов создано для того, чтобы играть фоном
Регулярно просматриваю новинки сериалов на Netflix и прихожу к выводу, что большинство из них созданы лишь с той целью, чтобы в доме стояла звенящая тишина. Вполне возможно, что у меня просто слишком завышенные требования по поводу смыслового наполнения картин. Впрочем, большинство из сериалов из Netflix мне не интересно включать фоном даже во время рутинных задач вроде мытья посуды или обуви, расчёсывания собаки или приготовления пищи. Нет, действительно интересные проекты на примере «Любовь. Смерть. Роботы», в котором хочется увидеть каждую секунду, действительно встречаются. Но в массе — жвачка.
Многие сериалы официально не выходят на русском
Безумно бесит то, что многие потенциально интересные сериалы вообще не выходят на русском языке. Прекрасно понимаю, что многие издатели могут быть банально не заинтересованы в официальном переводе своих творений. Да и ситуация с пиратством в русскоязычных странах гораздо более показательна, чем во всём остальном мире. Тем не менее на великом и могучем разговаривают очень много людей во всём мире, и мне кажется, что Disney+ и другим сервисам пора официально приходить в страны постсоветского пространства. Здесь уже есть те, кто готов платить за контент.
Тотальная толерантность и акцент на меньшинствах
Не имею ничего против меньшинств и более чем толерантно отношусь к людям вне зависимости от того, как они себя проявляют. Тем не менее в подобном материале не могу не обратить внимание на то, что эта самая толерантность становится главным акцентом многих картин. Чего только стоит последний сезон «Сексуального просвещения», в котором намеренно сокращают до минимума традиционные взаимоотношения в угоду нетрадиционным. Создаётся ощущение, что таким образом сценаристы просто заигрывают с трендами, которые для многих даже более чем очевидны.
Сериалы заставляют смотреть как часть киновселенных
В данном пункте хочу передать пламенный привет Marvel, которая делает крутые блокбастеры, но очень посредственные сериалы. «ВандаВижен», «Сокол и Зимний солдат» — один только «Локи» заслуживает хоть какого-то внимания на данный момент. Тем не менее все указанные сериалы представляют собой часть каноничной киновселенной студии — переплетаются с будущими фильмами по сюжетному наполнению. Получается, без этих проектов не будет до конца понятен общий сюжет всего цикла картин в целом, и лично меня это смущает. Создаётся ощущение, что эти сериалы просто заставляют смотреть.
Со сменой сценаристов сериалы валятся в пропасть
В конце концов, нельзя не отметить и провалы сериалов, которые периодически случаются с неожиданной сменой сценаристов. Приблизительно такая ситуация сложилась с проектом «Игра престолов», который многие из нас смотрели несколько лет. Когда книги, по которым писались эпизоды, подошли к концу, повествование настолько сильно улетело в пропасть, что даже представить сложно. В итоге сценаристы даже извинялись за то, что не потянули настолько масштабный проект, но потраченное впустую время каждому зрителю они вернуть определённо не смогут. Ещё один пример, который раздражает.