adblock check

Как по поисковым запросам можно отслеживать распространение COVID-19 по регионам

Поисковые запросы также могут выявить симптомы коронавирусной инфекции, которые раньше оставались незамеченными

Каждый день миллионы людей по всему миру вбивают симптомы болезни в Google. Автор New York Times и бывший специалист Google Сет Стивенс-Давидович (Seth Stephens-Davidowitz) считает, что эти поисковые запросы можно использовать для обнаружения новых вспышек коронавируса COVID-19, особенно в тех регионах, где есть проблемы с доступностью тестов на новую инфекцию.

«Я не чувствую запаха» — один из таких поисковых запросов, который может помочь с обнаружением новых очагов COVID-19. Уже имеются убедительные доказательства того, что аносмия или потеря обоняния является одним из симптомов COVID-19. По некоторым данным, от 30 до 60% заболевших жалуются на проблемы с обонянием. В США в начале апреля наибольшее количество поисковых запросов на эту тему поступило от пользователей из Нью-Йорка, Нью-Джерси, Луизианы и Мичигана. Именно в этих четырёх штатах зафиксировано больше всего случаев заражения коронавирусной инфекцией. Фактически, в этот период поисковые запросы, связанные с потерей обоняния, почти полностью соответствовали показателям распространённости заболевания на уровне штата.

Как по поисковым запросам можно отслеживать распространение COVID-19 по регионам
Индекс популярности поискового запроса «потеря обоняния» в зависимости от штата (логарифмическая шкала от 0 до 100)

Василиос Лампос (Vasileios Lampos), специалист по информационным технологиям из Университетского колледжа Лондона, и другие исследователи обнаружили, что с помощью целого ряда поисковых запросов, связанных с такими симптомами, как потеря обоняния, лихорадка и одышка, можно отслеживать вспышки коронавируса по всему миру. Поскольку эти запросы сильно коррелируют с показателями распространённости заболевания в некоторых регионах мира с хорошим уровнем диагностики, их можно использовать, чтобы попытаться найти места, где множество случаев COVID-19 могут остаться невыявленными.

Рассмотрим Эквадор. Официальные данные говорят о том, что хотя в Эквадоре и наблюдается один из самых высоких показателей заболеваемости COVID-19 на душу населения среди стран Южной Америки, он всё равно ниже, чем в Соединённых Штатах, Канаде, Австралии, Иране и большей части Европы. В то же время от эквадорских пользователей в настоящее время поступает всё больше поисковых запросов, связанных с потерей обоняния, чем в любой другой стране мира. Количество поисковых запросов по фразе «no puedro oler» («я не чувствую запаха») в Эквадоре примерно в десять раз выше, чем в Испании, хотя в Эквадоре официально зарегистрировано минимум в десять раз меньше случаев заболевания коронавирусом на душу населения, чем в Испании. Также эквадорцы в лидерах поиска на тему лихорадки, озноба и диареи. Эти данные свидетельствуют о том, что на самом деле Эквадор — это один из эпицентров COVID-19. Этим можно объяснить и недавние фото и видео в соцсетях с десятками гробов с телами покойных на улицах Гуаякиле, портового города Эквадора.

Как по поисковым запросам можно отслеживать распространение COVID-19 по регионам

Но несмотря на то, что данные поисковой системы Google могут информировать о распространении нового коронавируса, нужно быть очень осторожными при построении моделей на основе этих сведений. Нужно учиться на прошлых ошибках, когда эти данные уже использовались для измерения географического распространения различных заболеваний.

В статье, опубликованной в 2009 году в журнале «Nature», исследователи доказали существование связи между увеличением количества поисковых запросов в Google на тему гриппа и ростом показателей заболеваемости по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний. Исследователи использовали эти данные для построения модели, чтобы попытаться обнаружить эпидемию до того, как будут собраны официальные данные.

Изначально эта модель действительно работала, но система дала сбой во время пандемии гриппа H1N1 в 2009 году. Тогда проблема заключалась в том, что тема гриппа настолько часто упоминалась в новостях, что многие искали информацию по этому поводу в интернете не потому, что почувствовали симптомы, а из любопытства или страха.

Но недавно учёные разработали новые методы моделирования распространённости заболеваний на основе данных Google и смогли оживить проект по отслеживанию. Они обнаружили, что при построении модели крайне важно учитывать тип поиска, отфильтровывая поисковые запросы, которые, скорее всего, связаны с новостями, а не с реальными симптомами.

Сейчас эти инструменты используются учёными для построения карты распространения коронавируса COVID-19. Запросы вроде «я не чувствую запах» особенно важны, поскольку такая формулировка предполагает, что у пользователя действительно пропало обоняние и причиной этого может быть коронавирусная инфекция. Во время нынешней эпидемии можно и нужно использовать поисковые данные, чтобы лучше понять характер симптомов. Вплоть до конца марта не было никаких медицинских подтверждений связи COVID-19 и потери обоняния, хотя сейчас, похоже, это один из наиболее распространённых симптомов. Однако об этом симптоме можно было узнать гораздо раньше, посмотрев поисковые запросы Google.

Джошуа Ганс (Joshua Gans), профессор Школы менеджмента Ротмана из Университета Торонто, обнаружил, что количество поисковых запросов «non sento odori» («я не чувствую запах», — итал.) в Италии резко возросло за несколько дней до того, как о симптомах сообщили в новостях. В Иране также наблюдался огромный рост поисков в интернете, связанных с потерей обоняния, ещё за несколько недель до того, как в СМИ впервые появились сообщения о найденном симптоме.

Как по поисковым запросам можно отслеживать распространение COVID-19 по регионам
Поисковые запросы на тему потери обоняния стали популярными в Италии по мере распространения эпидемии ещё до публикации отчёта, в котором аносмия была признана одним из симптомов COVID-19

Это уже не первый случай, когда упоминания симптомов появлялись в поисковых запросах до того, как они были признаны медицинским сообществом. Так, в 2016 году исследователи сообщили, что определённые схемы поиска симптомов могут выявить будущих пациентов с раком поджелудочной железы. Например, если пользователь искал в интернете информацию о несварении желудка и болях в животе, есть вероятность, что через некоторое время он будет искать уже информацию на тему диагностики и лечения рака поджелудочной железы.

Автор The New York Times решил выяснить, может ли информация о поисковых запросах в Google помочь обнаружить новые симптомы COVID-19, о которых пока официально не сообщается. И, похоже, он нашёл возможный симптом коронавирусной инфекции, который возникает у некоторой части пациентов. Для этого он загрузил данные поиска Google в конкретном штате для десятка различных симптомов и затем изучил, какие поисковые запросы были больше всего связаны с уровнем распространённости заболевания на территории штата. Иными словами, он провёл исследование на тему того, какие симптомы в настоящее время ищутся в интернете чаще, чем прежде в штатах с необычайно высокими показателями заболеваемости COVID-19.

Как по поисковым запросам можно отслеживать распространение COVID-19 по регионам

Три поисковых запроса, наиболее связанных с частотой заболеваний коронавирусной инфекцией, не стали неожиданностью — это потеря обоняния, лихорадка и озноб. Запросы, расположившиеся на пятом и шестом местах по популярности, также не удивили автора, ведь о заложенности носа и диарее, которые сопровождают заболевание, говорят уже давно. А вот поисковый запрос, оказавшийся на четвёртом месте, был неожиданным. Речь идёт о боли в глазах, которая пока не привлекла большого внимания как возможный симптом заболевания. Фраза «мои глаза болят» за последнюю неделю чаще всего мелькала в поиске Google в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Коннектикуте, Луизиане и Мичигане. Количество таких поисковых запросов выросло исключительно в тех частях страны, где зафиксирован самый высокий уровень заболеваемости COVID-19.

Некоторое время назад уже говорили о проблемах со зрением, которые, возможно, связаны с COVID-19. В статье от 31 марта, в основу которой легли данные 38 пациентов из Китая, говорилось, что у одной трети заболевших позже было диагностировано нарушение зрения. Также недавно сообщалось, что у 1-3% пациентов с COVID-19 возникает конъюнктивит. Тем не менее, поисковые запросы, связанные с конъюнктивитом, демонстрируют не такую сильную географическую связь с COVID-19, как поиск просто с жалобами на боль с глазах.

Но действительно ли данные поисковой системы Google означают, что боль в глазах является одним из симптомов COVID-19? Совсем не обязательно. Могут быть и другие причины, по которым пользователи из этих штатов именно сейчас часто ищут информацию о боли в глазах. Однако автор проверил другие вероятные причины, но в итоге эти объяснения никак не соответствовали реальной ситуации. Эти поиски явно не вызваны аллергией, поскольку концентрация пыльцы в воздухе в этих регионах не превышает норму. Не похоже это и на то, что на боль в глазах жалуются люди, которые сидят дома и больше смотрят на экраны. Трудно представить и то, что ими движет простое любопытство. В то же время другие потенциальные симптомы COVID-19, которые привлекли внимание СМИ, не демонстрируют столь же сильную связь между штатами и показателями распространённости COVID-19.

Есть некоторые доказательства того, что боль в глазах является симптомом коронавируса, и в других странах. Так, например, в Испании в период с середины февраля до середины марта количество запросов на тему боли в глазах увеличилось в четыре раза, в Иране в марте поиск вырос на 50%. Поисковые данные предлагают убедительные доказательства того, что боль в глазах может быть симптомом коронавируса. Тем не менее, он может появиться лишь у небольшой части пациентов. Общий объём поиска на тему боли в глазах, несмотря на значительное увеличение в эпицентрах COVID-19, остаётся гораздо ниже объёма поиска других симптомов.

Тем не менее, врачи и представители системы здравоохранения, вероятно, должны внимательнее изучить взаимосвязь между COVID-19 и болью в глазах. Нужно понять, почему люди начинают чаще спрашивать в Google, почему их глаза болят именно в тот момент, когда количество случаев COVID-19 в их регионе достигает чрезвычайно высокого уровня.

Кстати, любой желающий может изучать поисковые тенденции по всему миру, чтобы помочь узнать больше о COVID-19. В 2006 году Google выпустил Google Trends, общедоступный инструмент, который можно использовать для сбора и анализа поисковых данных.

По материалам The New York Times

Alina94 Alina94
Автор
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Svidetel 4 года
Ну отчасти логика в этом есть, хотя тут больше «панических» запросов. Вот, к примеру, у нас дофига запросов на «куплю или продам айфон», это же не значит, что у каждого второго айфоны. Хотя соглашусь с тем, что если сделать выборку, отфильтровать запросы, то от этих данных будет польза.