adblock check

Интерес ➝ недоумение ➝ разочарование. Вспоминаем причины провала игрофона Nokia N-Gage

Игровой смартфон сначала казался достаточно интересным, потом вызывал вопросы по удобству, в итоге разочаровал не только геймеров

Nokia N-Gage, который вышел в 2003-м, оказался одним из первых игровых смартфонов на рынке — идея казалась крайне многообещающей. Финский телекоммуникационный гигант решил взять зарождающуюся индустрию современного мобильного гейминга буквально штурмом. В качестве главного оружия в этой непростой задаче он использовал крайне нестандартное устройство на хорошо знакомой пользователям операционной системе Symbian. Именно с помощью него он хотел отодвинуть на второй план Game Boy Advance от Nintendo и максимизировать свою прибыль. Впрочем, на деле «приспособление» получилось достаточно спорным, поэтому продавалось абсолютно не теми тиражами, которые, очевидно, планировались.

Менять игры на картах памяти было крайне сложно

→ для этого нужно было даже снимать аккумулятор

С одной стороны, распространение игр на внешних носителях не кажется такой уж плохой затеей — по крайней мере, чтобы избежать повального пиратства, именно по такому пути вполне успешно шли и другие компании. С другой стороны, в первой Nokia N-Gage реализация подобного подхода хромала буквально на обе ноги. Чтобы вытащить один «картридж» (по факту — банальную карту памяти) с игрой, нужно было выключить устройство, снять батарейку, установить его и проделать описанную процедуру в обратном порядке. Это и времени немало занимало, и крепление крышки расшатывало (тогда этим «славились» многие смартфоны Nokia), и нервов на данный процесс уходило слишком много.

▶︎ Факт: спустя год после выхода оригинального устройства в Nokia N-Gage QD этот досадный недостаток исправили, но, судя по всему, это никому уже не было нужно.

Устройство было слишком громоздким и не самим «игровым»

→ каких-то звёзд с неба аппаратно оно также не хватало

Nokia почему-то очень верила в свой гибрид смартфона и игровой приставки — N-Gage. Именно поэтому она вкладывала в проект очень много средств, которые, впрочем, тратились преимущественно на рекламу устройства, а также подписание плюс-минус громких контрактов с различными разработчиками цифровых развлечений. Более того, на западе гаджет даже продавали в игровых магазинах, а не привычных салонах сотовой связи. Скотт Орр, генеральный директор компании Sorrent, которая издавала игры для мобильных устройств, резонно заметил:

Nokia готова вложить десятки миллионов долларов в то, чтобы её мобильная игровая платформа была принята не только геймерами, но и более широкой аудиторией…

Жаль, на практике Nokia N-Gage фактически не отличалась от других Symbian-смартфонов компании (речь о платформе Series 60) с точки зрения технических характеристик. При этом для своего времени устройство было безумно большим (134×70×20 мм против 109×58×24 мм у схожего по спецификациям Nokia 6600) и достаточно тяжёлым (137 г — смартфон Nokia 6600 весил 122 г). Кажется, увеличение габаритов было обусловлено удобством использования двумя руками именно в роли игровой консоли. Впрочем, на деле эргономика была очень так себе, а типично «телефонные» кнопки для игр были недостаточно жёсткими.

Интерес ➝ недоумение ➝ разочарование. Вспоминаем причины провала игрофона Nokia N-Gage
Устройство казалось слишком большим для смартфона, но было слишком маленьким для удобного хвата портативной консоли | Antyweb

Возможность запуска игр на других Symbian-смартфонах

→ их можно было устанавливать на карты памяти

Не знаю, насколько широко подобный подход был распространён на западе, но в отечественных реалиях ещё в школьные годы сам лично без больших проблем проходил игры с N-Gage на своём Nokia 6630 (помните эту штуку с огроменной камерой сзади?!). Умельцы «лёгким движением руки» пересобирали дистрибутивы эксклюзивных тайтлов с гибридной мобильной консоли. Конечно, далеко не все ставились на раз-два, но их запуск с одной карточки без необходимости её постоянно замены нивелировал это досадное недоразумение. Несколько интересных игр для N-Gage действительно было — мне больше всего нравились Crash Nitro Kart, Rayman 3: Hoodlum Havoc и The Elder Scrolls Travels: Shadowkey. Впрочем, не сказал бы, что даже ради них хотелось заиметь какой-то специализированный девайс.

Экран N-Gage как для игровой консоли выглядел смешно

→ даже у Game Boy Advance от Nintendo он был лучше‌

Конечно, важно понимать, что смотреть на технические характеристики экранов в устройстве из 2003-го спустя 20 лет откровенно смешно. Это можно делать только в сравнении — Nokia N-Gage, к примеру, должна была оказаться реальной альтернативой Game Boy Advance. В творении Nintendo использовался горизонтальный 2,9-дюймовый TFT-экран с разрешением 240×160 пикселей — даже на «бумаге» так себе, не так ли? Впрочем, в N-Gage использовался (внимание!) вертикальный 2,1-дюймовый экран с разрешением 176×208 точек. Сказать, что для игрового девайса подобное решение казалось достаточно странным, — ничего не сказать. Впрочем, у него было вполне логичное объяснение — в Nokia не хотели отходить от концепции своих самых обычных смартфонов на платформе Series 60.

Игровая консоль с настолько маленьким экраном, который ещё и был вертикальным, — максимально странное решение | Antyweb

В каталоге игр для N-Gage позиций было достаточно мало

→ впрочем, у некоторых были интересные фишки

Каталог игр для Nokia N-Gage восторга, мягко выражаясь, не вызвал. Какие-то интересные цифровые развлечения в нём, в принципе, были, но число действительно уникальных можно пересчитать по пальцам одной руки. Прямо на запуске гаджета технологические порталы гудели о том, что устройство, которое странно выглядит и достаточно дорого стоит, ещё и проигрывает главному конкуренту в лице Game Boy Advance от Nintendo по ассортименту. Nokia, вроде как, достаточно сильно сыпала деньгами, чтобы привлечь игровые студии, но большого потенциала в устройстве они, судя по всему, вообще не видели. Быть может, если бы компания сделала что-то по-настоящему игровое и бескомпромиссное, у него были бы лучшие показатели.

В роли смартфона устройство выглядело слишком странно

→ особенно смешно смотрелся процесс голосовой связи

С одной стороны, при создании N-Gage у Nokia явно не получилось переизобрести игровую консоль — уж слишком сильно она была похожа на самый обычный Symbian-смартфон со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. С другой стороны, в качестве смартфона устройство также было достаточно специфическим в эксплуатации. Начать нужно с того, что удобно использовать его можно было только двумя руками, что сегодня кажется неприемлемым даже для огромных «лаптей». Впрочем, смешнее всего выглядели голосовые вызовы, которые 20 лет назад всё ещё занимали львиную долю в использовании каждого подобного гаджета. Для этого устройство нужно было приложить к голове торцом, во время чего создавалось впечатление, что в неё пользователю буквально вонзился какой-то металлический метательный диск. Жутко, ой как жутко.

Интерес ➝ недоумение ➝ разочарование. Вспоминаем причины провала игрофона Nokia N-Gage
Даже позвонить со смартфона было тем ещё приключением — со стороны это, серьёзно, выглядело очень странно | Reddit

Смартфон Nokia N-Gage ещё и стоил достаточно дорого

→ по данному показателю он точно опережал Game Boy Advance

Nokia просила за N-Gage 300 баксов, что для 2003 года было не такой уж маленькой суммой. Более того, за игры, конечно же, также приходилось платить — каждая карточка обходилась приблизительно в 30 долларов. Удивительно, что всё это богатство ещё и продавалось в игровых магазинах — практически на тех же полках, на которых стояли более знакомые геймерам мобильные консоли Game Boy Advance от Nintendo. Последние ещё и стоили на 100 баксов дешевле. Разница в стоимости, судя по всему, объяснялась телекоммуникационными возможностями девайса, но, как выяснили выше, использовать его в подобном амплуа было не так уж и просто. Собственно, именно поэтому продажи Nokia N-Gage оставляли желать лучшего — за первую неделю даже при больших рекламных бюджетах в США разошлось лишь около 5000 девайсов. Чтобы улучшить этот показатель Nokia выпустила упрощённую N-Gage QD подешевле, но ситуацию на рынке она не изменила.

Продажи тормозились и слухами скорого запуска PSP

→ устройство явно больше подходило для портативных игр

Нада Усина, возглавляющая подразделение N-Gage в Северной и Южной Америке, в одном из интервью ещё в 2003 году объясняла, что это устройство рассчитано не только на подростков, но и на вполне себе взрослых пользователей:

Nokia — это компания, которая производит массовые продукты, но когда мы строим бизнес, мы начинаем с правильной аудитории.

Впрочем, даже самый глубокий анализ рынка в конечном итоге так и не помог финской компании. Тем не менее абсолютную неудачу гибридной консоли также можно объяснить скорым анонсом Sony. На собрании акционеров компания представила первую PSP, которая фактически тянула игры от PlayStation 2, обладала максимально привлекательным форматом и должна была выйти на рынок уже через год. Заядлым геймерам этот вариант явно должен был понравиться гораздо больше. К слову, так и произошло. Жаль, что сегодня направление мобильного гейминга кануло в Лету и у Sony. Но это уже всё-таки абсолютно другая история.

kirrrmorozovvv kirrrmorozovvv
Пользователь
2 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
gajdarar 1 год
Сейчас за нгейдж на авито просят бешенные деньги
8b1t 1 год
Лет 5 назад взял себе QD за 3000 понастольгировать, валяется в ящике вместе с Psp, изредка достаю