Телефонный номер состоит из нескольких отдельных частей, у каждой из которых свое предназначение. Одна определяет конкретный регион мира, к которому привязан абонент, вторая нужна для группировки пользователей между операторами, а третья — для разделения каждого из вас. Именно это и обсудим.
Краткий исторический экскурс
Первые слова, которые официально произнесли через телефон, принадлежали Александру Грэму Беллу — это случилось 10 марта 1876 года. Тогда абонентских номеров еще не было, ведь в мире было всего два аппарата, которые находились через стену — в соседних комнатах. Как же много воды утекло с того времени.
Первые телефонные сети городского масштаба появились лишь спустя несколько лет. Каждому из абонентов назначили собственный номер, но за их набор отвечали не сами пользователи, а специально обученные телефонистки. Именно их голоса раздавались на втором конце провода — работнице сети нужно было назвать номер телефона, и соединение с конкретным человеком происходило только после этого. К 1910 году в США телефонной сетью пользовалось около 7 миллионов абонентов — в России тогда их было лишь около 150 тысяч. Тем не менее, даже у нас работа каждой телефонистки была действительно напряженной.
«Центральная станция вызывается простым снятием микротелефона с рычага. Дежурная на станции должна ответить, сообщая свой номер. Затем абонент ясно и отчетливо сообщает номер, с которым требуется соединение». (Памятка из «Списка абонентов Московской телефонной сети» за 1916 год)
В маленьких городах номера телефонов в начале прошлого века были четырехзначными, в больших — пятизначными. Если требовалось совершить междугородний звонок, нужно было озвучить телефонистке не только номер телефона, но и город, в котором находится конкретный абонент. Такой звонок заказывался заранее.
Уже в первой половине прошлого века стало понятно, что систему набора номеров нужно как можно быстрее реформировать — так появились автоматические телефонные станции или АТС. Они умели самостоятельно находить абонентов и делали это куда быстрее и эффективнее телефонисток — стало понятно, что в будущем все они останутся без работы. Ближе к началу Первой мировой войны наиболее телефонизированной страной мира оставались США — там было около сотни АТС. В Германии их число равнялось семи, а в Великобритании — двум. В России первая автоматическая телефонная станция появилась в Кремле в 1924-м, а городскую АТС запустили в 1930-м.
Конечно, на старте перехода на АТС в отечественных реалиях телефонные аппараты с номеронабирателями были большой редкостью. Большинство все же обходились без них и были вынуждены диктовать номера телефонисткам, которые проводили подключение вручную.
Телефонный план нумерации
Первые телефонные аппараты были лишены возможности набора номера — факт очевидный, ведь на старте, о чем я уже писал выше, вся система целиком базировалась на работе телефонисток, которые подключались друг к другу, чтобы соединить пару абонентов, жаждущих переброситься парой слов.
В дальнейшем на телефонных аппаратах появились дисковые номеронабиратели, которые лично я прекрасно помню из своего детства — в девяностые, когда оно проходило, они все еще были широко распространены в странах постсоветского пространства. Тем не менее, в тех же США на кнопочные телефоны начали переходить еще в 50-х. В СССР движение в этом направлении началось приблизительно в 80-х, но ощутимо затянулось по целому ряду причин. Кстати, первоначально кнопки на телефонных аппаратах хотели расположить по кругу, чтобы абонентам было привычнее. Но в итоге от этой странной идеи все же отказались.
Важно понимать, что в первых телефонных номерах также могли использоваться не только цифры, но и буквенные символы. К примеру, в США возле каждой цифры кроме «1» и «0» находилось по три буквы (кроме Q и Z, которые не использовались из-за схожести с цифрами). Это нужно было для более простого запоминания телефонных номеров. К примеру, буквосочетание ALLO нужно было трактовать как набор цифр «2556». В отечественных реалиях подобная схема не особенно прижилась, ведь в русском языке куда больше букв, и размечать их на номеронабирателе — далеко не самая удачная идея. Попытки были, но они не увенчались массовым внедрением.
В конце концов, все пришло к международному плану нумерации, который используется и сегодня. Он и предполагает разделение телефонного номера на нескольких отдельных частей, у каждой из которых свое предназначение. Одна определяет конкретный регион мира, к которому привязан абонент, вторая нужна для группировки пользователей между операторами, а третья — для разделения каждого из вас. Именно с этого я и начинал данный материал. План нумерации дает возможность автоматической телефонной станции самостоятельно и безошибочно определить конкретного абонента вне зависимости от страны, к которой он привязан.
Весь мир разделили на 9 зон внушительного размера, каждая из которых получила свою цифру после знака «+». У северной Америки, которую почти полностью занимают США и Канада, оказалась цифра «1». Из-за того, что создание структуры происходило во времена СССР, почти вся страна оказалась под цифрой «7». После развала некоторые страны оставили ее — это касается России и Казахстана. А вот Украина и Белоруссия перешли в европейскую зону с цифрой «3». Для простоты разделения некоторые страны используют двух- и трехзначные коды, поэтому все номера на Украине начинаются с «+380», а в Белоруссии — с «+375».
Кстати, как видно по представленной выше карте, далеко не все европейские страны используют цифру «3» — некоторые сидят на «4». Это, в том числе касается Норвегии, все номера в которой начинаются с «+47», а также Чехии — там в первой половине телефона всегда используется три цифры «+420».
Структура телефонного номера
При использовании городских номеров могут быть некоторые нюансы, но я не стану рассматривать их в данном материале, так как они сегодня уже почти не используются. А вот сотовые номера в России разделены на три части: «+7» используется для определения страны, следующие три цифры нужны для выбора конкретного оператора, а еще семь цифр определяют абонента. На Украине при этом немного другая схема: «+380» определяют страну, следующие две цифры показывают поставщика услуг и еще семь цифр, как и в остальных случаях, нужны для выбора конкретного пользователя. Аналогично и в Белоруссии.
Присутствие знака «+» говорит про то, что указанный номер записан в международном формате. Его обязательно использовать в том случае, если нужно позвонить из одной страны в другую. В современных реалиях даже номера внутри страны определяются со знаком «+». Это куда проще и дает возможность связаться с необходимым человеком вне зависимости от государства, в котором вы находитесь в данный момент времени. Тем не менее, важно также учитывать, что внутри страны можно использовать и номера без знака «+» — это говорит про использование телефонного плана нумерации не международного, а национального формата.
Как правильно набирать номер
Для звонков внутри России можно использовать как национальный, так и международный телефонный план нумерации. В первом случае первой цифрой при наборе номера будет «8», и «+» использовать не нужно, а вот во втором случае номер будет начинаться с «+7». Собственно, вот один и тот же номер в разных форматах:
- 8 (123) 1234567 — национальный телефонный план нумерации России;
- +7 (123) 1234567 — международный телефонный план нумерации России.
При использовании сотовых сетей любой телефонный план нумерации не влияет на тарификацию вызовов, поэтому более предпочтительным в данном случае является второй формат. Как я уже говорил выше, именно он автоматически определяется вашим смартфоном и может использоваться для звонков из другой страны.
В Белоруссии несколько другая схема звонков в национальном, а также в международном формате. В первом случае нужно использовать цифры «80», потом двузначный код оператора и семизначный номер абонента, а вот во втором случае номер начнется с «+375».
- 80 (12) 1234567 — национальный телефонный план нумерации Белоруссии;
- +375 (12) 1234567 — международный телефонный план нумерации Белоруссии.
На Украине схема отличается как от России, так и от Белоруссии. Когда используется национальный формат, можно ввести лишь «0», потом двузначный код оператора и семизначный номер абонента. В случае же с международным форматом, телефон всегда начинается с комбинации «+380».
- 0 (12) 1234567 — национальный телефонный план нумерации Украины;
- +380 (12) 1234567 — международный телефонный план нумерации Украины.
В общем, как я уже писал выше, проще всего сразу использовать именно международный план нумерации телефона. Сегодня на стоимость сотовой связи он никак не влияет, но избавляет от путаницы со звонками из-за границы, а также при внутренних звонках в разных странах при регулярных перемещениях.