adblock check

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Когда-то самым популярным аудионосителем был винил, но, как ни странно, даже спустя полвека он остается более чем актуальным

Перманентное увлечение музыкой заставляет регулярно обращать внимание на тематические информационные поводы. Один из них — видеоинфографика популярности аудиоформатов, собранная на базе динамики продаж в США за последние полвека (по данным RIAA). За это время с переменным успехом доминировали пять музыкальных носителей. Со всеми сам имел дело в разные промежутки жизни. Застал даже пластинки, которые в моем детстве уже считались вполне себе раритетными. Интересно, что сегодня опять к ним вернулся.

На базе указанного выше источника выделил пиковые значения по музыкальным носителям за последние 50 лет — с 1972-го по 2022-й. Интересно, что в свое время аудиодиски были еще более популярными, чем стриминг сегодня. Впрочем, сложно сказать, что он уже достиг своего реального максимума.

Винил — ≈72% в 1972 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
Винил остается более чем актуальным даже сегодня

Первые виниловые пластинки увидели свет в конце XIX века, в свое время активно сражались с бобинами, а в 70-е стали доминирующим носителем аудио на рынке. Сегодня они до сих пор популярны среди диджеев и хипстеров — новый винил по-прежнему выпускается, а старым завалены абсолютно все барахолки.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Винил ценят за неповторимый звук с легким похрустыванием и другими неизбежными аудиоартефактами. Прослушивание пластинок создает настроение, хотя его и сложно назвать действительно удобным. Пластинки трепетны в обращении, а на одну их сторону обычно не помещается больше десятка композиций. Чтобы добиться хорошего звучания, нужно периодически менять иглы на проигрывателях. Впрочем, в свое время главным недостатком винила, по воспоминаниям активных слушателей, были немалые габариты носителей и «патефонов». Когда появились совсем небольшие кассеты, многие на них с удовольствием перешли.

Кассеты — ≈55% в 1987 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
В свое время кассеты взяли именно компактным форматом

Многие помнят о кассетах с магнитной лентой, которые к концу XX века занимали больше половины рынка аудионосителей. Впрочем, далеко не все видели своими глазами носители Stereo 8 (или 8 Track), которые в свое время считались более перспективными как по надежности, так и по качеству звука. Впрочем, они были достаточно громоздкими, поэтому в итоге уступили место компактным кассетам, которые, в том числе, активно использовались в портативных плеерах.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Из-за тотального дефицита на постсоветском пространстве в 90-е особенным уважением пользовались владельцы двухкассетных магнитофонов. Такие обычно давали возможность переписать один накопитель на второй, и это позволяло динамично тиражировать аудиозаписи. Прекрасно помню, как в попытках сэкономить заряд батареек в своих переносных плеерах перематывали кассеты с помощью карандаша. Да, в эпоху музыкальных стриминговых сервисов даже просто представить себе нечто подобное очень непросто.

Аудиодиски — ≈95% в 2002 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
Диски были небольшими и реально качественными по звуку

Сегодня лазерными дисками пользуются только аудиофилы, которые гонятся за максимально качественным звуком без сжатия и собирают немысленные сэтапы из усилителей и преобразователей. Проигрыватели для них до сих пор устанавливают во многие автомобили — даже те, которые не обладают должной аудиоподготовкой, чтобы раскрыть весь потенциал музыки в качестве без потерь. Впрочем, MP3 и другие цифровые форматы в итоге заставили забыть о CD в массовом понимании.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

На постсоветском пространстве аудиодиски пользовались не меньшей популярностью, чем в мире. Они взорвали рынок уже после 90-х и лихо ворвались в отечественные аудиомагазины. Прекрасно помню, как в старших классах откладывал деньги, чтобы купить очередной CD любимых исполнителей. Где-то у родителей до сих пор осталась коллекция моих дисков. Интересно, что этими накопителями пользовался не толко в аудиоаппаратуре, но и в компьютере. Больше всего эмоций было от очередного портативного плеера, который был всегда с собой.

Цифра — ≈40% в 2012 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
Когда-то именно iTunes изменил взгляд на музыку в массах | TidBits

Многие хорошо знают, что революцию в цифровой дистрибуции музыкальных записей в самом начале третьего тысячелетия произвели iPod, iTunes и iTunes Store. Когда-то никто не верил, что массы будут готовы платить за фактически самые обычные файлы на накопителе, но удобство их загрузки в действительно компактный плеер перевернуло индустрию. Впрочем, важно отметить, что пионером в распространении музыки в условном MP3 была не Apple, а сервис Napster. Жаль, авторитета для революции ему не хватило.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

Конкретно для меня переход на цифровую музыку связан не с iTunes и iPod, а с загрузкой MP3 на CD и DVD. Помню, как очень долго искал дисковый бумбокс именно с поддержкой цифровых файлов. Он давал возможность слушать сотни треков с одного накопителя. Его очень часто брал с собой на всевозможные вылазки с друзьями. До iTunes Store добрался только с приобретением своего первого iPhone. Думаю, на постсоветском пространстве у многих была аналогичная история.

Стриминг — ≈85% в 2022 году

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
Spotify не был первым, но направил музыку в стриминг

Немногие знают, что пионером музыкального стриминга был не Spotify, а Rhapsody. Данным направлением с подписной моделью монетизации компания начала заниматься еще в 2002-м, в 2011-м с потрохами выкупила Napster, а с 2016 года сконцентрировала свои услуги именно под данным брендом. Впрочем, важно понимать, что в массовом понимании музыкальный стриминг стал известным именно усилиями Spotify. Сегодня данный сервис занимает доминирующее положение на рынке и всерьез соревнуется только лишь с Apple Music, который томится на втором месте по популярности.

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно

С музыкальным стримингом лично познакомился вместе с релизом Apple Music. Всему виной запоздалое внимание Spotify, который очень долго не открывал официальный доступ для русскоговорящих стран. У нас именно данный тип потребления музыки стал первым массовым в официальном плане. Оплата регулярная, но небольшая, и многие наши соотечественники предпочитают просто заплатить, а не искать новинки на «левых» площадках. Жаль, конкретной статистики по этому поводу нет.

Вместо вывода: что дальше

Как менялись форматы музыки за 50 лет: от винила до стриминга и обратно
Сегодня считаю, что винил для души, а стриминг на каждый день

За столько лет в близких отношениях с музыкой пришел к неутешительному выводу — она медленно, но уверенно умирает. Диджитализация разрешила приобретать треки по одному и убила идею альбомов, а стриминг все больше концентрируется на радио из случайных треков, чем ставит крест на индивидуальности каждого отдельного исполнителя.

Впрочем, самая большая проблема современной музыки — доступность. Скромная ежемесячная оплата открывает доступ к миллионам треков без ограничений, и ценность каждой композиции при таком подходе планомерно уменьшается. Именно поэтому в домашних условиях сам решил слушать музыку на виниле. Уже обзавелся проигрывателем и первыми пластинками. Спустя время расскажу о своих впечатлениях. Пока очень доволен затеей и начал реально ценить каждый приобретенный за немалые деньги альбом. При этом в офисе и автомобиле, а также на улице слушаю то Apple Music, то Spotify, в зависимости от ситуации. Все еще очень люблю музыку и не провожу без нее ни дня.

nickgric nickgric
Пользователь
2 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Lxthunder 2 года
любое качество разбивается о стену ограничений систем вывода звука. И восхищаться сознательным ухудшением качества — ну, такое себе. это всё равно, что пойти на концерт любимой группы и вместе с Богемской рапсодией слушать хруст чипсов с соседнего кресла. это какая то ностальгия по тому, чего не испытывал, а думаешь, что так оно должно было быть.
IMHO
tutamon 2 года
Ну какая доступность то. Сравнивать подписку с пластинкой. Каждый трек на битпорте 100руб, дальше каждый сам посчитает)