Электровелосипед — удобный и экономичный личный транспорт. Его можно использовать как для ежедневных поездок на работу и обратно, так и для развлечений. Чтобы получить от него максимум, нужно выбрать оптимальную для себя модель. Различия по характеристикам могут быть очень велики — важно исходить из того, в каких условиях будет эксплуатироваться девайс и на какие компромиссы готов пойти пользователь.
1. Мощность двигателя
От мощности двигателя во многом зависит скорость электровелосипеда и его способность преодолевать подъёмы. Принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае не совсем уместен. Сверхмощные двигатели используются для конкретных целей — если таковых нет, то и переплачивать не стоит. Кроме того, за дополнительные ватты придётся расплачиваться лишними килограммами веса всего транспортного средства.
- 250 Вт. Этого достаточно для большинства городских поездок. Если нужен лёгкий транспорт на каждый день, и скорость не в приоритете — это оптимальный вариант.
- Около 400–500 Вт. Скорость и вес у моделей с таким двигателем средние. Большинство из них разгоняются до более чем приемлемых 40 км/ч.
- От 500 до 1000 Вт и выше. Это — экстремально мощные двигатели. Они рассчитаны на преодоление очень крутых подъёмов, а на ровной дороге некоторые модели разгоняют велосипед до опасных скоростей больше 50–60 км/ч.
2. Напряжение аккумулятора
Аккумулятор создаёт конкретное напряжение в электросети велосипеда — на него и рассчитаны все компоненты, требующие питания, в число которых входят контроллер и двигатель. Вольтаж батареи также влияет на максимальную скорость байка и время его разгона.
- 36 В. Такое напряжение можно считать небольшим. Заточенные под него электровелосипеды обычно не отличаются высокой скоростью и разгоняются неспешно. Тем не менее их на рынке большинство, поскольку относительно небольшая цена обеспечивает спрос.
- 48 В. Это — среднее напряжение. Такого вольтажа более чем достаточно для комфортной скорости и приемлемого разгона — в большинстве случаев большего и не нужно.
- 60 В. Такое напряжение считается высоким. Аккумуляторы с таким вольтажом обычно устанавливают на топовые модели с мощными двигателями. Соответственно, ходовые качества у таких электровелосипедов близки к максимально возможным показателям для подобного транспорта.
3. Максимальная скорость
Стоит учитывать, что на скорость влияют не только мощность двигателя и вольтаж аккумулятора, но и целый ряд других факторов. Во многом она зависит от состояния дорожного покрытия, направления ветра и веса пользователя. Обычно производители указывают показатели, достигнутые в оптимальных условиях, поэтому к ним нужно относиться с долей здорового скепсиса.
- До 30 км/ч Это немного, но достаточно, чтобы ездить комфортно и с минимальным риском.
- 30–50 км/ч Такая скорость читается оптимальной. Она близка к максимально разрешённой в населённых пунктах, так что большего обычно и не нужно.
- От 50 км/ч Такая скорость для экстремалов. Дело в том, что велосипедные колёса, в сравнении с мопедными или мотоциклетными, обычно рассчитаны на меньшую нагрузку. На сильно высокой скорости возрастает риск пробития камеры даже из-за небольшого камешка или выбоины на дороге. Как следствие — потеря управления и падение.
4. Тип двигателя
Двигатели электровелосипедов различаются по типу. Это во многом влияет на их производительность, особенности эксплуатации и даже долговечность.
- Мотор-колесо. Наиболее распространённый тип двигателя. Мотор располагается непосредственно во втулке переднего или заднего колеса. В первом случае лучше развесовка и проще обслуживание, но зачастую невысокая мощность. Во втором — выше сцепление с дорогой и проходимость, но ниже ремонтопригодность.Подвесной. Такой размещается по центру, что улучшает сбалансированность, не даёт дополнительной нагрузки на переднюю или заднюю ось (как в случае с мотор-колесом). Да и колёса с таким двигателем менять проще. Жаль, у таких двигателей быстро изнашивается цепь, и к этому нужно быть готовым.
- Фрикционный. Он передаёт крутящий момент через валик, подсоединённый к покрышке колеса. Такая конструкция проще и дешевле, но обладает низким коэффициентом полезного действия (КПД) и сильно изнашивает скаты. Рекомендовать данный вариант для массового пользователя очень сложно.
5. Переключение скоростей
Различные скорости, которые также называют передачами, нужны, чтобы подстраиваться под условия движения. Например, для преодоления подъёма, спуска или скоростной езды лучше подходят абсолютно разные из них. Существует два основных механизма для их переключения — они различаются конструктивно, у каждого есть свои достоинства и недостатки.
- Планетарная втулка. Такой механизм переключения передач в данном случае спрятан внутри втулки колеса, так что он защищён от попадания пыли и более долговечен. В то же время, у него относительно небольшой КПД, который не позволяет сильно разгоняться и преодолевать крутые подъёмы. Подобный принцип переключения скоростей лучше всего подходит для рядовых городских условий.
- Горная трансмиссия. Шестерни в данном случае расположены снаружи, из-за чего быстрее изнашиваются. Впрочем, такой механизм позволяет развивать высокую скорость и уверенно идти на подъём, поэтому его выбирают ничуть не реже, чем предыдущий.
6. Тип аккумулятора
При выборе электровелосипеда также стоит обратить внимание на тип аккумулятора, поскольку от этого зависит его эффективность и долговечность.
- Свинцово-кислотные. Они самые дешёвые, но при этом неприхотливые и могут без больших проблем работать даже в ощутимый мороз. Впрочем, их масса, в сравнении с остальными, достаточно велика, а число циклов зарядки и разрядки обычно не превышает 400.
- Никель-металлогидридные. Такие также отличаются не самой высокой стоимостью. У них достойная механическая надёжность, но заряд постепенно уходит даже без эксплуатации. Количество циклов невысокое — около 600.
- Литий-ионные. Они отличаются высокой надёжностью и не нуждаются в обслуживании. Число циклов — порядка 1000.
- Литий-фосфатные. У них самый высокий КПД и отличная надёжность. Число циклов зарядки и разрядки может достигать более 2000, поэтому они наиболее дорогостоящие.
7. Запас хода
Запас хода в некоторой степени зависит от ёмкости батареи. Например, аккумулятор на 500 ватт-часов, выдавая по 250 В, может проработать порядка 120 минут. Впрочем, данный показатель справедлив для оптимальных условий, поскольку на дальность поездки также влияет множество факторов. В их число входит общий вес велосипеда и пользователя, направление и скорость ветра, давление в шинах, состояние дороги и стиль езды. Если использовать двигатель только для помощи активному превалированию, можно проехать гораздо дальше, чем только на электричестве. Кроме того, дальность увеличивается, если сильно не разгоняться.
- До 25 км. Это немного, но подойдёт, чтобы чуть-чуть покататься или добраться до работы, если она не очень далеко от дома.
- 25–50 км. Это — оптимальный запас хода. Именно такой нужен для ежедневных поездок по городу или коротких загородных прогулок.
- От 50 км. Конечно, с таким запасом хода можно не особенно беспокоиться про дальность поездки. Впрочем, электровелосипеды, которые могут проехать так много, обычно находятся в верхней ценовой категории.
8. Размещение аккумулятора
От места расположения аккумулятора зависит развесовка, а также управляемость и комфорт езды. В некоторых случаях устанавливается сразу две батареи — по одной в передней части велосипеда и сзади. Сбалансированность у таких моделей ещё лучше. Впрочем, важно понимать, что на развесовку электровелосипеда также влияет и расположение двигателя.
- Переднее. Такое сильно смещает центр тяжести к переднему колесу, особенно если на нём установлен и двигатель. Такая схема проще в конструктивном плане, но даёт существенное расхождение по уровню нагрузки на раму. Управляемость на ровной дороге получится очень даже неплохой, но при наличии кочек и выбоин могут возникать трудности.
- Центральное. Данный вариант считается оптимальным. Вне зависимости от расположения двигателя аккумулятор практически не повлияет на развесовку и манёвренность.
- Заднее. Данный вариант расположения хорошо сочетается с передней позицией двигателя. В противном случае центр тяжести смещается назад, сцепление с дорогой становится лучше, но управляемость ухудшается.
9. Время зарядки
Некоторые считают, что длительность процесса зарядки не особенно важна, но это не всегда так. Например, если использовать велосипед для поездок в офис, который находится далеко от дома, может потребоваться полная перезарядка аккумулятора. Стоит задуматься хватит ли на это рабочего времени. Обычно электровелосипедам достаточно от 3 до 8 часов, но это справедливо лишь при рекомендованном режиме эксплуатации батареи — когда не допускается её разрядка до уровня ниже 30%. В противном случае процесс затянется на более долгий промежуток времени.
10. Дополнительные фишки
Электровелосипеды можно сделать более функциональными за счёт дополнительных устройств и возможностей. Чтобы привлечь дополнительное внимание потребителей, производители этим обычно не пренебрегают.
- Велокомпьютер. Некоторые модели комплектуются им изначально, но можно приобрести девайс и отдельно. Обычно он позволяет управлять основными функциями — например, выбирать режим езды или включать фары. Кроме того, гаджет дополнительно даёт информацию о скорости и её среднем значении за поездку, мощности двигателя, преодолённом расстоянии, общем пробеге. Некоторые устройства даже способны фиксировать перепады высот, температуру окружающей среды и местоположение.
- Мобильное приложение. Оно даст возможность более детально просматривать данные с компьютера или непосредственно от транспортного средства. Также с помощью смартфона удобно удалённо следить, насколько зарядилась подключённая к сети батарея.
- Круиз-контроль. С такой функцией не нужно постоянно давить на акселератор при движении без использования педалирования. Выбранная скорость будет поддерживаться автоматически.
- Сигнализация. Она подаст звуковой сигнал, если кто-то дотронется до велосипеда в отсутствии владельца. В зависимости от модели, управляется вручную или со смартфона.