Во времена, когда не было iPhone и Android, балом правила канадская компания BlackBerry, которая считалась первоклассным брендом, а её устройства демонстрировали статус их владельцев. На пике популярности она владела более 50% рынка США и 20% мирового рынка смартфонов. Компания продавала 50 и даже 100 млн устройств в год, а её акции стоили 145 долларов за штуку. На сегодняшний день доля BlackBerry на рынке смартфонов составляет 0%, акции компании сейчас котируются по 4 доллара за штуку. Как BlackBerry могла до такого докатиться? Давайте обратимся к истории.
BlackBerry была создана в далёком 1984 году студентами Майком Лазаридисом (Mike Lazaridis) и Дугласом Фрегином (Douglas Fregin). Тогда она называлась Research In Motion (RIM). Это было время, когда люди общались через пейджеры, а мобильные телефоны существовали только в виде прототипов. В первые свои годы компания специализировалась на выполнении различных инженерных задач, например, проектировала светодиодные вывески и даже заключила контракт с General Motors на производство светодиодной системы оповещений на заводах автомобильного гиганта. Однако этот бизнес не развивался, и владельцы RIM решили переключиться на другие свои проекты.
Одним из таких проектов был DigiSync — так называлось устройство, которое считывало данные с киноплёнки. Это был весьма полезный инструмент, который редакторы использовали на этапе постпроизводства. Сначала применение ему нашли в Канадской государственной службе, а затем устройство взяли на вооружение голливудские студии. Технология была настолько популярной, что RIM даже получила премии «Эмми» и «Оскар» за выдающиеся технические достижения.
Несмотря на невероятные успехи DigiSync, Лазаридис связывал будущее компании с другими технологиями, а именно беспроводной связью. RIM начала работать с лучшими представителями в этой сфере — компаниями Ericsson и RAM Mobile Data. Вместе они разрабатывали технологию, которая в конечном счёте использовалась в пейджинговых сетях и беспроводных системах обработки платежей. Эти наработки затем и легли в основу операционной системы BlackBerry.
Сотрудничество с компанией Mobitex (национальная беспроводная сеть передачи данных с коммутацией пакетов общего доступа) позволило RIM создать первые пейджеры в Северной Америке, которые работали как двусторонние коммуникаторы. Это была очень продвинутая концепция, поскольку сотовые сети в то время не передавали данные, а Mobitex начала предоставлять услуги двусторонней пейджинговой сети с почтовыми сервисами и PUSH-уведомлениями. RIM зарекомендовала себя как первый разработчик технологий беспроводной передачи данных в Северной Америке и первая компания за пределами Скандинавии, разработавшая устройства связи, которые стали широко использоваться военными, полицейскими, пожарными и службами экстренной помощи по всему миру.
В 1992 году RIM настолько захватила воображение молодого выпускника Гарварда Джима Балсилли (Jim Balsillie), что тот заложил свой дом и решил вложить 250 тыс. долларов в компанию. Впоследствии он стал её генеральным директором и разделял с Лазаридисом эту должность до 2012 года. В 1996 году RIM выпустила свой первый пейджер Inter@ctive Pager с QWERTY-клавиатурой, также известный под названием RIM 900. Это было началом успеха, у компании теперь было три ключевых элемента: сеть беспроводной связи, устройство и программное обеспечение, которое их связывало.
В 1997 году RIM стала публичной компанией, вышла на биржу и провела ребрендинг своей линейки продукции. Название BlackBerry придумала фирма Lexicon Branding, которая подметила, что ягоды ежевики напоминают клавиатуру на устройствах RIM. В 1998 году была выпущена уменьшенная версия популярного пейджера — RIM 950, не снискавшего успеха у пользователей, а ещё через год компания получила одобрение FCC на продажу в США BlackBerry 850 — пейджера с двусторонней связью и колёсиком для прокрутки.
Бренд BlackBerry завоевал долю рынка мобильной индустрии благодаря сервису защищённой электронной почты. Компания также начала предлагать эту услугу на устройствах, отличных от BlackBerry, через собственное программное обеспечение BlackBerry Connect. Теракты в США 11 сентября 2001 года послужили основанием считать устройства BlackBerry действительно безопасными и защищёнными средствами связи — на фоне проблем с сотовыми сетями в Нью-Йорке и Вашингтоне пейджеры компании продолжали бесперебойно работать через сеть Mobitex. Вскоре после этого американское правительство стало крупнейшим клиентом RIM, заказав у компании более полумиллиона устройств.
Первым смартфоном RIM стал BlackBerry 5810, выпущенный в 2002 году. Он получил просто огромный на то время монохромный дисплей диагональю 3 дюйма, QWERTY-клавиатуру и возможности голосовой связи. Правда, чтобы позвонить или принять вызов, приходилось подключать проводную гарнитуру.
Это было золотое время для RIM. Компания выпускала новые устройства одно за другим, в том числе и с цветными экранами, а количество пользователей, казалось, взлетело до небес. К 2005 году у RIM было четыре миллиона подписчиков на сервисы BlackBerry, а Балсилли и Лазаридис вошли в число 100 самых влиятельных людей по версии журнала Time.
В 2006 году RIM решила выйти за рамки корпоративного рынка и выпустила первые в своей линейке потребительские смартфоны Pearl с упрощённой клавиатурой, камерой и мультимедийными возможностями. Эта стратегия окупилась, и к 2007 году у RIM было уже 10 млн подписчиков. Позже компания выпустила первый телефон серии Curve, стильный Pearl и раскладушку Pearl Flip. Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Как и Nokia, RIM была застигнута врасплох появлением iPhone в 2007 году. В течение следующих четырёх лет противостояние с Apple только усиливалось. В 2008 году компания выпустила, пожалуй, свой самый успешный и горячо желанный многими смартфон BlackBerry Bold 9000.
В августе 2009 года журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире. В 2010 году ей удалось продать 100 млн смартфонов BlackBerry, которые были доступны в 175 странах мира. Однако начавшуюся рецессию трудно было не заметить. Не помогло даже то, что поклонниками бренда были многие знаменитые и очень влиятельные люди. Среди них — 44-й президент Соединённых Штатов Барак Обама, королева Великобритании Елизавета II, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, Ким Кардашьян, Лана Дель Рей и многие другие.
Когда в 2010 году Apple выпустила iPad, RIM отреагировала анонсом собственного планшета. BlackBerry PlayBook, вышедший в 2011 году, на первый взгляд казался вполне удачным конкурентом iPad. Он обладал двухъядерным процессором, IPS-экраном, прорезиненным корпусом и громкими динамиками, однако устройство оказалось невероятно слабым с точки зрения софта. Во-первых, компания почему-то не подключила его к своим сервисам, а во-вторых, в BlackBerry OS было очень мало приложений. И даже эмулятор Android не спасал ситуацию — приложения работали медленнее, чем на Android.
RIM начала осознавать, что у нее серьёзные проблемы на фоне конкуренции со стороны Android и Apple, и пыталась сохранить контроль на корпоративном рынке. Несколько месяцев спустя компания объявила о сокращении 2 тыс. рабочих мест, а Балсилли и Лазаридис уменьшили себе зарплату до 1 доллара. Но это не помогло. Стоимость акций RIM за 2011 год упала более чем в пять раз, и в конечном счёте оба руководителя вынуждены были уйти в отставку. 2012-й стал годом больших перемен. Компанию возглавил бывший главный операционный директор RIM Торстен Хейнс (Thorsten Heins), ранее работавший в Siemens. Да-да, той самой, чей мобильный бизнес незадолго до этого потерпел фиаско. На своём посту Хейнс пробыл недолго, он запомнился тем, что в течение нескольких месяцев уволил 5 тыс. работников и переименовал компанию в BlackBerry. При нём также была выпущена операционная система BlackBerry 10, на которую возлагали большие надежды, и два смартфона — Q10 и Z10 (первый кнопочный, второй сенсорный).
В 2013 году BlackBerry располагала 85 млн подписчиков, но её финансовое положение оставалось плачевным. Ходили слухи, что компанию приобретает её крупнейший акционер, что она распадается, а все патенты уже распроданы. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, на руководящий пост был приглашён Джон Чен (John Chen), который с самого начала своей работы на этой должности отклонил предложения нескольких технологических компаний по приобретению активов BlackBerry. В 2014 году компания выпустила несколько заслуживающих внимания устройств, включая флагманский смартфон BlackBerry Passport. Успех этого аппарата способствовал тому, что в середине 2015 года компании впервые за несколько лет удалось выйти в прибыль.
В этом же году компания представила своё первое устройство на Android — BlackBerry Priv в форм-факторе слайдера, а затем ещё один смартфон BlackBerry DTEK50. С этого момента компания прекращает дальнейшую разработку своей операционной системы и принимает судьбоносное решение — все последующие смартфоны BlackBerry перевести на Android. К сожалению, этот план не сработал. Неутешительные финансовые отчёты в 2016 году вынудили компанию отказаться от производства смартфонов в пользу лицензирования. Сама BlackBerry решила сосредоточиться на разработке программного обеспечения в сфере безопасности и автомобильных систем. Права на производство смартфонов под брендом BlackBerry перешли нескольким компаниям. Среди них — китайская TCL, которая также владеет Alcatel и Palm.
Первым устройством TCL под брендом BlackBerry стал представленный на выставке Mobile World Congress 2017 смартфон BlackBerry KeyOne с QWERTY-клавиатурой и сканером отпечатков пальцев, встроенным в клавишу «Пробел». Через два года TCL выпустила Key2, а следом за ним — упрощённую модель Key2 LE, которая стала последней в недолгом союзе TCL и BlackBerry. По сути, все аппараты были вполне удачными, но оказались нишевыми — не только благодаря своему дизайну, но также из-за сравнительно высокой стоимости.
В феврале 2020 года китайская компания объявила о прекращении производства смартфонов BlackBerry, существующие модели останутся в продаже до 31 августа 2020 года. Компания пообещала, что будет осуществлять их поддержку в течение двух лет. Теперь уже очевидно, что BlackBerry окончательно умерла как производитель смартфонов, но продолжает существовать в качестве разработчика безопасных программных решений для корпоративного сегмента рынка.