adblock check

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

От идеи изменить мир электрокаров до электромобиля-гаджета — что из себя представляет российский ATOM и в чём его фишка

Рынок электромобилей развивается семимильными шагами — и в России в том числе, что, безусловно, не может не радовать. По дорогам страны уже ездят электробусы, а в течение следующих двух лет в релиз должен отправиться и полностью российский серийный электромобиль АТОМ, вызвавший бурю обсуждений в сети — за счёт стильного кузова, отсутствия центральной стойки, необычной компоновки рулевого колеса и массы других фишек.

Редакцию пригласили на встречу, в рамках которой Светлана Коцыганова, директор по маркетингу и PR бренда АТОМ, подробно рассказала про путь от амбициозной идеи до первого функционального прототипа, а также ответила на каверзные вопросы и поведала о планах на будущее.

Инжиниринговый центр на Тульской. Тут работают и инженеры, и IT-разработчики, а также тестируется ADAS

Примечание: до выхода серийного автомобиля АТОМ ещё примерно два года, соответственно, в рамках демонстрации функционального образца разработчики представили общее видение и концепцию проекта. Всё обсуждаемое и сфотографированное может незначительно поменяться в процессе разработки.

Передаём слово Светлане.

С чего всё начиналось и куда идёт

Если говорить о том, как мы образовались, то сама компания АО «КАМА» была зарегистрирована 5 августа 2021 года, и недавно мы отмечали своё двухлетие.

Идейным вдохновителем проекта выступил наш генеральный директор и основатель стартапа Игорь Поваразднюк. В его предыдущем опыте — работа в российском представительстве аудиторской компании «Эрнст энд Янг», затем — ведение инновационных проектов в ПАО «КАМАЗ». И свой следующий шаг задумал, наблюдая, как растут и развиваются мировые бренды электромобилей, как меняются запросы современного поколения к новой мобильности и что есть позитивный отклик на компактный российский электромобиль. Так родилась идея разработки совершенно нового электромобиля для современного поколения.

Макеты, позволяющие быстро оценить идею и проверить её работоспособность

При этом мы все представители современного поколения: пользуемся смартфонами, умными браслетами и гаджетами, активно взаимодействуем с различными сервисами. Общаемся друг с другом, получаем массу информации — потому что это удобно. И, условно говоря, эта идея фиджитал-мира, когда мы в онлайне и офлайне одновременно, уже не является далёким будущем — это настоящее. Но когда человек пересаживается в автомобиль, то весь этот опыт у него прерывается — он просто садится за руль и едет по своим делам.

Именно поэтому было решено создать электромобиль-гаджет — то есть электромобиль, который объединяет в себе IT-технологии и ту потребность в мобильности, которая всё равно остаётся у людей независимо от того, владеют ли они транспортным средством, взято оно по подписке или через каршеринг.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Внешняя светодиодная полоса будет не только красивой, но и функциональной: дополнительно привлекать внимание, а в будущей автономности — например, сигнализировать о режиме движения электромобиля

Какие мы видим запросы у представителей современного поколения?

Они конечно же ярче всего отражены в мировоззрении поколения «зуммеров» поскольку они взрослели как раз в становлении этих тенденций. Помимо потребности быть постоянно на связи, важными становятся осознание и потребность собственного позитивного вклада в мир. Чтобы было, с одной стороны, экономично, но, с другой стороны, обязательно комфортно. Это созвучно и нашим идеям продуманного минимализма: наш электромобиль компактный снаружи, чтобы занимать меньше места в городе, но при этом просторный внутри — по объему внутреннего пространства салона он значительно превосходит стандартный автомобиль того же класса. За счёт чего мы этого добиваемся? Мы разрабатываем АТОМ полностью с нуля, включая собственную платформу, в которой за счёт умной компоновки возможно распределить максимальный объем для внутреннего пространства водителя и пассажиров. Электродвигатель и его компоненты занимают меньше места, чем двигатель внутреннего сгорания и его периферия. Плюс расположенная внизу электробатарея также освобождает пространство (что заодно позволяет АТОМу получить низкий центр тяжести для лучшей устойчивости и управляемости). Также наши инженеры уделяют большое внимание компоновке остальных элементов, чтобы они занимали как можно меньше пространства. Так получается компактный снаружи и при этом просторный внутри АТОМ.

По этой же причине появилась идея независимых распашных дверей совместно с отсутствием центральной стойки — это позволяет легко садиться и выходить из авто, экономя время и усилия.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Независимые распашные двери

Что ещё важно для современного человека? Все мы в той или иной степени погружены в гейминг — кто-то играет на приставке, кто-то на своём смартфоне, а кто-то на компьютере, но всё равно многие находят в этом отдушину. Поэтому мы изначально решили, что руль должен максимально отражать стремление к геймификации и быть рулём-штурвалом насколько это возможно по сертификации, безопасности и удобству. Встроенный экран позволяет сгруппировать все контроллеры на руле и в продолжении концепции минимализма избавиться от лишних кнопок, рычагов и переключателей в салоне, в которых современный человек зачастую уже не очень хочет разбираться. Все предустановочные настройки доступны на экране, который при движении чуть затемняется, а вся необходимая для водителя информация транслируется в виде проекции дополненной реальности на лобовое стекло. Удобно, когда в дороге не нужно переводить взгляд на телефон с навигатором и водитель видит нужную информацию перед глазами. 

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Руль напоминает портативную консоль

Естественно, электромобиль не был бы гаджетом, если бы у него не было собственной операционной системы. Наш электромобиль будет работать на собственном программном обеспечении — ATOM ОС с маркетплейсом приложений Atomverse. За кибербезопасность в АТОМе отвечает решение, разработанное на основе шлюза безопасности “Лаборатории Касперского”, которое позволяет реализовать открытую архитектуру для использования и интеграции внешних разработок.

Каждый пользователь будет обладать собственным цифровым профилем — ATOM ID. Облачный аккаунт позволит переносить свои настройки в любой электромобиль ATOM, будь то собственный авто, каршеринг, такси или ATOM друга. Любой ATOM — ваш ATOM.

В нашей команде уже более 700 человек — преимущественно половина инженеры и вторая половина IT-разработчики. Наша сила в том, что мы совместили два направления: инженерную разработку и создание ИТ-продукта.

Городская мобильность и версии для такси и доставки

Отдельно хотелось бы сказать про новую городскую мобильность — это когда каждый выбирает тот сценарий передвижения, который ему наиболее удобен в настоящий момент.

Это по прежнему может быть собственный авто, а может быть автомобиль, оформленный по подписке или автомобиль каршеринга. А возможно, кто-то уже не считает нужным садиться за руль и пользуется услугами такси, либо вообще решает никуда не ехать и заказывает доставку. Для каждого из направлений мы разрабатываем свою модификацию АТОМа: на единой платформе, но с разным, прежде всего внутренним, оснащением.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Несмотря на компактный вид, у АТОМа приличный по объему багажник

Мы достаточно плотно взаимодействуем с представителями рынков каршеринга, такси и доставки. Со многими из них у нас подписаны партнёрские соглашения, а с некоторыми ведем и совместные разработки.

Большой плюс для любого бизнеса заключается и в расширенных сервисах телематики, аналитики, диагностики — и это также направление наших разработок.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Не забудут и про удобства — розетку, свет, крючки

Вопрос: при этом у многих компаний, например, у Яндекса, есть и собственные системы и телематики, которыми они активно пользуются.

Конечно, мы не единственные, кто работает в этом направлении. И мы достаточно гибки: тут уже наши будущие клиенты смогут решить, какой вариант в их существующей архитектуре будет оптимальным — дополнить свою систему, либо взять наше полностью готовое решение и максимально использовать весь функционал.

Вопрос: по большому счёту, есть некая универсальная база под этот размер, и на неё уже навешивают в зависимости от задачи обвесы. Но способна ли она расширяться — например, может автомобиль потом превратиться в седан?

Мы изначально исходим из концепции, в которой с нашим электромобилем мы закрываем запросы 80% рынка. Мы уходим от понятия “классов” и создаём современный городской электромобиль — функциональный, удобный и технологичный — идеально решающий задачи как современного городского жителя, так и современного бизнеса. И реализуем его на основе единой платформы, первые функциональные образцы которой уже готовы и наши инженеры приступают к их тестированию, которое продлится до середины 2024 года. Будет тестироваться и настраиваться: шасси, рулевое управление, система торможения, система термостатирования (да-да, чтобы АТОМ был устойчив к непростым российским погодным условиям), работа электропривода, система ADAS.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
АТОМ — название бренда. Модели будут носить названия по их назначению

Вопрос: по городу да, но в России, если не брать центральную часть, город очень быстро заканчивается. Как быть в этом случае?

Запас хода в 500 километров позволит комфортно чувствовать себя, как в городе, так и в поездках на выходные или целом автопутешествии — почему нет? В России активно развивается сеть быстрых зарядных станций, где можно зарядиться за 20-30 минут. Также это можно сделать медленной зарядкой от бытовой сети. Ещё более активному росту зарядной инфраструктуры способствует то, что в развитие, помимо государства, активно включились и частные компании, видя в этом для себя экономические перспективы. Мы, со своей стороны, участвуем в большой части рабочих групп по инфраструктуре с представителями государства, регионов, энергетических корпораций, чтобы правильно стыковать развитие инфраструктуры с будущим спросом на электромобили.

Немного технических данных: 8 минут нужно, чтобы зарядить АТОМ для поездки на 100 км, если заряжать на быстрой ЭЗС (120 кВт на порт). Быстрая зарядка доступна до уровня в 80-85%, и этот объём заряда АТОМ будет способен восполнить за 30 минут, это эквивалентно 315 — 350 км по WLTC.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

  • Запас хода в 500 километров обеспечит тяговая батарея, совместно разрабатываемая в рамках технологического партёрства с РЭНЕРА, а испытания систем термостатирования и терморегулирования стартуют уже сейчас на функциональных платформах.

Недавно компания представила функциональные образцы своей платформы и начала ходовые (и не только) испытания.

Аккумуляторная батарея электромобиля в аренду

Вопрос: большие компании, каршеринги и доставки — это понятно. Но есть и отдельные покупатели с небольшим бюджетом — для них это интересно или дорого?

Мы разрабатываем технологичный массовый электромобиль. И его стоимость мы рассчитываем так, чтобы она обеспечивала массовую доступность при высокой инновационности. Также не стоит забывать, что в случае с электромобилями правильнее оценивать не цену, а общую стоимость владения. Когда в расчете учитывается не только цена приобретения, но и стоимость эксплуатации, которая для электромобиля значительно ниже, сюда можем добавить нулевой транспортный налог, бесплатные парковки, бесплатное движение по магистралям, субсидии. Всё это делает использование электрокара более эффективным. Вот тогда можно определить, во сколько человеку будет обходиться электромобиль. Еще важнее это для бизнеса. С нашими будущими клиентами мы делаем такие расчеты совместно.

Вопрос: при этом стоимость самой батареи и её деградации нельзя забывать — иногда полная замена батареи стоит немногим меньше, чем новый автомобиль.

Это популярный вопрос. Наша батарея рассчитана на 1000 циклов полной зарядки, что достаточно много. Мы также рассматриваем несколько способов владения батареей — одним из которых может быть батарея как услуга, то есть батарея берётся условно в аренду, что к тому же позволяет снизить изначальную стоимость приобретения электромобиля.

Подписка, хранение вещей и ADAS в базе

Вопрос: если говорить про подписки — какой самый аскетичный вариант? То есть я просто пришёл, купил, пользуюсь и мне ничего дополнительно не нужно. Я смогу комфортно пользоваться автомобилем или же даже условный ADAS будет уже по подписке?

То, что касается электромобиля — всё, что в нём влияет на безопасность и комфорт, доступно в базовой версии, включая ADAS — систему помощи водителю уровня L2+, которую мы разрабатываем для АТОМа: удержание в полосе, адаптивный круиз-контроль, ассистент автоматической парковки и др.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Ручки обещают выдвижными во всех версиях. Как это будет работать в суровых условиях — покажет время

Вопрос: как будет работать подписка на сторонние сервисы?

Здесь мы говорим о маркетплейсе Atomverse, для которого внешние разработчики смогут создавать свои приложения. Те же смартфоны не стали бы так популярны, если бы большое количество внешних разработчиков не создавали бы свои приложения с сервисами, о которых сами разработчики смартфона, возможно, даже по началу и не думали. Наша задача сделать так, чтобы это всегда было безопасно.

Вопрос: карманы в дверях планируются?

Организации пространства в концепции функционального минимализма заключается в том, чтобы максимально убрать те места, в которых “скапливаются” ненужные вещи, и запланировать только самые необходимые места для хранения. Со временем всё покажем.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем
Электромобиль на старте будет укомплектован всеми необходимыми функциями

Вопрос: насколько все эти покрытия жизнеспособны в каршеринге? Это же мягкие материалы, которые можно запачкать или прожечь.

Для серийных АТОМов мы предъявляем достаточно строгие требования к материалам отделки: долговечность, легкость в уходе, при этом же конечно же — комфорт при взаимодействии. 

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

Вопрос: всё-таки ваш приоритет — это физические или юридические лица?

Нам интересны и те, и другие. Все они являются участниками городской мобильности, для которых мы создаём электромобиль АТОМ. 

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

Вопрос: при этом я так понял, что у вас уже есть договорённости с каршерингом «Белка»?

Да, и не только. Мы развиваем партнёрства со многими представителями данного направления.

Вопрос: отдел маркетинга работает отлично, а технических деталей мало.

Лучший способ узнавать детали разработки — подписаться на нас в социальных сетях, где мы открыто рассказываем обо всех наших новостях и как раз делимся, в том числе, и техническими деталями.

Современный салон с пингвином

Вопрос: то есть то, что мы видим по рулю, это не финальная концепция?

Мы придерживаемся выбранной концепции — руль штурвальной формы с экраном совместно с проекцией на лобовое стекло. При этом конечно же продолжается тестирование, доработка и эргономический анализ, чтобы сделать управление максимально комфортным и впечатляющим. 

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

Вопрос: как обстоят дела с климат-контролем? Нужно провалиться через три меню, чтобы попасть в настройки?

У команды HMI-дизайнеров стоит задача, чтобы это всё было максимально удобно и не требовало отвлекаться от вождения. Все нужные функции в любом случае выводятся, чтобы человек в процессе вождения не отвлекался от дороги и мог быстро и безопасно изменить температуру в салоне, например. При этом предполагается управление голосом — можно будет отрегулировать климат-контроль в том числе и через голосовые команды.

Мы посетили офис АТОМ, чтобы узнать о российском электрокаре будущего. И вам тоже расскажем

Вопрос: конкуренты на российском рынке вас беспокоят?

Мы не фокусируем свой взгляд на конкретных марках и моделях конкурентных компаний, так как считаем, что создаем уникальный продукт, цель которого не только закрыть потребность в использовании и владении авто, но и создать новый опыт взаимодействия человека и автомобиля.

Итог от редактора

Честно говоря, у меня двоякое мнение по поводу АТОМ-а — с одной стороны, я верю и надеюсь (и даже оформил предзаказ), но с другой стороны, не очень понимаю позиционирование.

Разговоры про поколение Z, на мой взгляд, полностью удовлетворяются программными средствами Google Auto и Apple CarPlay. Уже анонсировано, что в следующих версиях системы будут еще теснее интегрироваться с автомобилем, получать от них всю необходимую информацию с датчиков, передавать обратно настройки и опции. В процессе подготовки материала мы уточнили, что автомобиль будет работать на Linux с поддержкой AOSP и Godot. Сложно представить, что сервисы будут писать приложения под Linux, а не Android. Так и в чем разница между текущим использованием и установкой приложений в авто?

Это то, что АТОМ планирует реализовать в очень ограниченном количестве автомобилей. С нуля. В противовесе — невероятно обширные базы пользователей смартфонов с уже написанным и готовым софтом. Что мешает условным курьерам работать сейчас со смартфоном на присоске? Ничего.

Что мешает владельцу бизнеса по доставке мониторить автомобиль сторонними трекерами? Ничего.

Главный плюс, который я вижу в идее АТОМ ID — профилизация. Сажусь в каршеринг — получаю полностью настроенный под себя автомобиль. Что можно настроить в такси? Указать музыку и желание разговаривать? Насколько удобны распашные двери, учитывая простейший вопрос привычки? Как смотреть в перевернутый монитор при парковке задним ходом? Вопросов, на первый взгляд, больше, чем ответов.

По-моему, компания решается на реализацию слишком большого количества инновационных и не проверенных временем идей. Гораздо проще и стабильнее было бы реализовывать автомобиль в стандартных для рынка и индустрии параметрах — с экраном на передней консоли, привычными элементами управления поворотниками/светом/кондиционером, обычными дверьми и так далее.

Еще один вопрос — деньги. Уверен, когда ты большая компания по доставке, а закупка автомобилей подразумевает под собой сотни или даже тысячи экземпляров, экономический вопрос встает невероятно остро. Сможет ли АТОМ тут выглядеть выгоднее конкурентов за счет своих цифровых сервисов?

Я очень рад, что такие компании, как АТОМ, появляются, в них инвестируют и они работают. Многие инновационные идеи смущали в свое время таких скептиков, как я. Буду рад ошибаться и желаю компании АТОМ скорейшего релиза и минимум проблем в достижении этой цели. Ну а ответы на все вопросы даст время.

Astramak Astramak
Раз в пару лет перехожу с айфона на андроид и наоборот
Mi A1
Россия Россия
Сообщество
Вступить
Автомобили Автомобили
Сообщество
Вступить
21 комментарий по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
ashbab 6 месяцев
Очередной Ё-мобиль. Пока дойдет до конвейера (если дойдет), будет по цене «Роллс-Ройса». А потому, скорее всего, не дойдет.
сегодня с кайфом ездил на отличном отечественном автомобиле москвиче третьей модели, что на это скажете, скептики
the13 6 месяцев
«Отечественном» это всёравно что сказать — «я сегодня в руках покрутил отечественный шильдик эмблемы москвич в руках, а китайцы умеют делать, мне понравилось»
Markov_photo 6 месяцев

>Не забудут и про удобства — розетку, свет, крючки

Ну всё, я спокоен :)
Astramak 6 месяцев
Mi A1
Автор
Специально для тебя спрашивал
mir928 6 месяцев
Спасибо за интересный материал! Жду АТОМ!
Astramak 6 месяцев
Mi A1
Автор
Сами ждём )
the13 6 месяцев
вот ДА! вопрос по поводу экрана на руле и парковке задним ходом.
подобное решение уже, но уже более продуманное было сделано ещё в начале 200Х у ситроен с4.
там центральная часть руля не вращалась и имела какой то вывод информации для водителя.
почему бы не сделать подобным образом ? а то выбирать 1 из 3х поворотов на развилке, когда руль в неизвестном положении - такая себе идея
Astramak 6 месяцев
Mi A1
Автор
Тоже думаю они откажутся от этой идеи
rsgimatdinov 6 месяцев
Кто то это испытывал особенно с детьми на парковках?

По этой же причине появилась идея независимых распашных дверей совместно с отсутствием центральной стойки — это позволяет легко садиться и выходить из авто, экономя время и усилия
columbus 6 месяцев
меня больше волнует вопрос прочности конструкции
каркас автомобиля с поперечной стойкой куда более прочен и безопасен, чем без неё — особенно в случае аварии с опрокидыванием на крышу
Astramak 6 месяцев
Mi A1
Автор
Мне тоже кажется это сомнительным
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...